Автор - София Йин, перевод Жанны Тоффа
Первоисточник- РК Далматин
В Рассказе Джека Лондона "Белый Клык" главный четвероногий герой очень сильно привязался к человеку. Привязанность была столь сильной, что когда хозяин уходил куда-нибудь на время, собака отказывалась от еды и изнывала от тоски. В детстве, влюбившись в эту романтическую историю, я восхищалась преданностью собаки. Но теперь-то я знаю правду, и, вспоминая этот сюжет, порываюсь крикнуть "Хозяин! У собаки страх разлуки! [невроз] Она нуждается в помощи!"
Главный герой Джека Лондона – не единственная собака, страдавшая этим недугом. Скажем даже, это довольно распространенное психическое состояние, которое рано или поздно становится причиной обращения к специалисту по поведению животных (бихевиористу). В США и Европе в 20 – 40 % случаев причиной обращения владельцев собак к бихевиористам является именно эта проблема. Но в отличие от Белого Клыка большинство таких собак проявляют свое отчаяние не столь остро. Чаще они уничтожают обстановку, оглашают жилище нескончаемым лаем и оставляют следы своей жизнедеятельности в наиболее заметных местах. За все за это к несчастному животному клеят ярлык "зловредной" собаки.
Почему же собака так боится остаться в одиночестве?
Это связано со стайным чувством. Как социальное животное, собака предпочитает находиться неподалеку от членов своего коллектива; и если она воспитывалась в среде людей, то рассматривает их как членов своей стаи. Обычно проблемы не возникает. Нам, людям, внимание приятно. Но некоторые собаки слишком сильно привязываются к своему двуногому другу.
Часто такую собаку распознать довольно легко. Она ходит за владельцем из комнаты в комнату, никогда не выпускает его из поля зрения или даже не удаляется за пределы досягаемости. Она, как будто, боится, что человек в любой момент может исчезнуть. Такие собаки могут требовать постоянного утешения, прижимаясь к владельцу, забираясь к нему на колени и требуя всяческого внимания. По существу у таких собак занижена их собачья самооценка.
Но это не единственный тип, подверженный тревожному чувству в связи с временным отсутствием хозяина. К приступам отчаяния склонна любая внезапно покинутая собака, если она привыкла к тому, что хозяин все время находится с ней рядом. Это может случиться, к примеру, тогда, когда человек находит новую работу; или начинается учебный год, и дети уходят в школу. Вот как это может начаться. После эмоционального прощанья хозяин оставляет Федю одного в первый раз. Федя озадачен.
"Эй, куда это ты идешь? Обо мне-то забыл? Да здесь же я, здесь! Эй, эй!" Конечно, со стороны это выглядит просто как "Гав, гав! Ррррраф…. Аууууууууууууу!" Минут через десять Федька осознает, что его не забыли; его бросили. Теперь ему уже действительно страшно. Он пытается вытеснить страшную ситуацию из головы, отвлекшись жеванием чего-нибудь доступного – вполне подойдет ножка обеденного стола – но это не помогает, а хуже всего то, что ото всех этих треволнений страдает и желудок. Федя облегчает свои страдания на ковре. В конце концов терпеть нет мочи. "Я вырвусь отсюда и найду его!" И вот Федя начинает яростно делать подкоп под входной дверью.
Так что же делать с собакой, которая слишком сильно любит хозяина?
О наказании, конечно же, говорить не приходится. Это лишь собьет с толку напуганного Федьку. Сочувствие тоже может усугубить проблему. Сюсюканье закрепляет Федькину зависимость; а на самом деле ему нужно приобретать уверенность в себе. Вот несколько способов, как повысить самостоятельность Феди.
Внушите Феде, что "с глаз долой" не означает "из сердца вон". Вначале научите его лежать на некотором расстоянии от вас и постепенно увеличивайте это расстояние, пока он не скроется из виду, скажем, на полчаса.
Если Федя освоился с этим, начинайте ненадолго выходить из дома. Внушите Феде, что в прощаниях нет ничего плохого, за ними следуют скорые встречи. Уберите эмоциональность из процедур приветствия и прощания и сделайте их рядовыми событиями. Сделать это нетрудно, просто игнорируя Федю уже минут за двадцать до выхода из дома и после прихода. Научите Федю получать удовольствие в связи с вашим уходом, связав это событие с каким-нибудь лакомством или игрушкой. Их нужно давать заблаговременно перед уходом, и чтобы Федя занимался ими во время вашего отсутствия.
Не обращайте внимания на Федю, когда он жмется к вам или просит внимания; награждайте его, когда он расслаблен и независим.
Подобный образ действий кажется довольно простым, но для тех, кто живет с такой собакой, это далеко не так. Некоторые собаки меняются в течение нескольких дней, другим требуется несколько месяцев. В некоторых случаях Феде даже может понадобиться лекарство, но даже новейший препарат для лечения страха разлуки, не решит вашу проблему легко и быстро. Для достижения результата параллельно медикаментозному лечению следует формировать новые поведенческие стереотипы. А сорвать процесс может то, что у некоторых собак с отдельными симптомами страха разлуки, могут быть совсем другие проблемы.
Но беспокоиться не стоит. Вы всегда можете обратиться за помощью к специалисту. И когда возникают серьезные затруднения, помните: всему причиной – любовь!