Не знаю, разместила ли Лена на своем сайте ответ Марины Поповой на статью Л. Халмош «Бегущая быстрее ветра», если да, то специально для Вас,
Сергей Кравец, повторю и процитирую этот ответ с Форума БиК. Возможно, это восполнит Вашу историческую безграмотность. Особенно хочу обратить Ваше внимание на то, какие исторические корни у всего казачества и откуда «растут ноги» культуры ПСОВОЙ ОХОТЫ. Приятного чтения.
Большое спасибо Елене Халмоши за интересную и добрую статью. Для меня Лена является глубочайшим авторитетом в знании хортой борзой, и просто очень симпатичным мне человеком вот уже на протяжении 10 лет, что мы знакомы. Но все-таки некоторые позиции указанной работы вызывают у меня, как профессионального филолога, некоторые замечания. Попробую изложить их внятно и аргументировано со ссылками на первоисточники.
Первое и самое маленькое замечание относится к названию труда АКАДЕМИКА Бориса Александровича Рыбакова (а не просто ЗНАТОКА язычества древней Руси), исследователя, ученого, накопившему с 30-х годов ХХ века колоссальное количество фактического материала по этнографии, социологии, языческим верованиям и обрядам, которое звучит как «Язычество древних СЛАВЯН» (М., Русское слово, 1997, переиздание). Хотя, может быть, на Украине издание названо иначе?
Примечательно, что на описываемом предмете помимо борзых собак присутствует и объект охоты и ловчая хищная птица. Как тут не вспомнить охотничьи традиции древних кочевников. Уже в Ясах Чингисхана (поверьте на слово – эти древнейшие своды законов величайшего государственного деятеля для своего народа сохранились в переводах и списках многих народов Средней Азии. и их подлинность не вызывает сомнений у виднейших ученых) зафиксировано важнейшее значение охоты как боевой подготовки воина. Цитирую: Яса № 14 «…муж займется охотой или войной…» (другого времяпровождения у настоящего аристократа нет и быть не может); Яса № 16 «Мы отправляемся на охоту и убиваем много горных быков; мы отправляемся на войну и убиваем много врагов»(вот как всё взаимосвязано); при повышении в заслугах выдающихся военачальников Яса № 26: «…все они… служили искусно помощью и пособиями, хорошо пускали стрелы, держали в поводу заводных (в смысле – породных) лошадей, ловчих птиц на руке и ОХОТНИЧЬИХ СОБАК в тороках…»
Вот оно, настоящее занятие воина-аристократа, во все века и во всех цивилизациях принадлежащих к одной из высших каст (выше только вожди и жрецы), - война и ОХОТА (не путать с промыслом!). Кстати, в Англии до недавнего (исторически!) времени простолюдинам под страхом смерти запрещалось иметь борзых. Псовая охота – удел исключительно знати.
Стало быть, на описываемом художественном объекте изображена типичная и традиционная для кочевников охотничья сцена. Но имеет ли она (эта находка из кургана) столь очевидное, как утверждает Елена, доказательство автохтонного происхождения ХОРТОЙ на территории Украины? Или – является ли Украина родиной ХОРТЫХ?
Еленой сделана попытка лингвистического анализа языкового корня ХОРТ-.
Цитата из статьи:"Во всех других славянских языках это древнее слово ХОРТ трансформировалось. В польском – харт, в словацком и чешском – хрт, и тому подобное. И лишь в украинском языке оно сохранилось в неизменном виде. А это означает, что все это время существовало и само понятие, обозначенное этим словом.
Почему же из слова «харт», если к украинскому слову «хорт» легче добавить суффикс «ая» и сделать его русским? Но это слово ХОРТ сохранилось в неизменном виде с давних языческих времен, когда на древнеславянском языке оно означало и волка, и собаку, с которой охотились на зайца.
Название ХОРТАЯ происходит от украинского слова ХОРТ, означающего просто борзая".
Опять видна «рука Москвы». Вот так взять и присвоить себе лавры родоначальника с помощью окончания (не суффикса!!!) –АЯ. Им бы всё самостийное портить. Не только Киевскую Русь в свою историю вписали (да-да, лично слышала на Крещатике в 1994 году «Русские, оставьте хохлам их собственную историю!»), так еще и хортую борзую присовокупили.
Итак, небольшой языковедческий экскурс. Кому не интересно, можно пропустить, поверив мне на слово – слово (правильно – корень) ХОРТ- (правильно – ХРТ) не является ни русским, ни украинским, ни, тем паче, польским, словацким, чешским и тому подобное. Начну с того, что это слово (корень) относится еще к древнейшему индоевропейскому праязыку-основе(на котором говорили наши предки около сорока тысяч лет назад; такие сроки называются некоторыми учеными), реконструированном учеными-лингвистами в XIX веке, и сохранившем свои следы во многих – не только братских-славянских – языках мира. Гласные О/А, на которые опирается автор, не являются принципиальными формообразующими звуками, как, впрочем, и большинство гласных. Предлагаю маленький опыт. Произнесите вслух или про себя несколько раз слово «молоко». Напишем-то мы его все (или почти все) грамотно – через три «О». А скажет нормальное большинство (если только не иностранец, изучающий русский язык) так, по буквам: М-(какой-то гортанный непроизносимый краткий) – Ъ – Л – А – К – О. Т.е., в транскрипции «МЪЛАКО». –О- только в конце под ударением прозвучит. Предударный гласный превратится в –А-, а самый пред-пред… редуцируется до почти не произносимого то ли гласного, то ли согласного. Этот простейший фонетическо-грамматический пример показывает нам, откуда в старом алфавите появилась буква ЕР – Ъ, который ставился в конце всех слов (в большинстве – мужского рода), оканчивающихся на согласный. Оказывается, был такой звук раньше – очень краткий (в безударной позиции) между А и О. Поэтому с отменой этой буквы в одних грамматиках слово пишется через А (харт), в других – через О (хорт). Следовательно, ХАРТ- и ХОРТ- изначально не являются разными названиями разных пород борзых.
Так вот, господа, - лингвистика – очень точная наука, и подчиняется, развиваясь, особым законам, не менее жестким, чем в математике. С древних времен, от которых не осталось даже праха, тем более каких-либо материальных предметов (пирамиды – это новодел!), с вавилонских эпох, когда перемешивались и языки и народы, когда история не знала ни немцев, ни русских, ни французов, ни, даже! украинцев, нам достались нематериальное свидетельство древности – СЛОВО. Истинно – в начале было СЛОВО.
И наконец про ХОРТЫХ. Все мировые языки развивались по законам, в которых в ряде случаев звук С переходил в Т (и наоборот, пример: пеТь-пеСня, никто не сомневается, что это однокоренные слова), ГКХ переходят в ЗСЖ – княЗь – княЖич – княГиня. Пример понятен, всем известен, никто не задумывается, почему однокоренные слова произносятся и пишутся так по-разному. А ведь это формообразующие согласные. Что уж там говорить о плавающих и редуцирующих (сокращающихся) гласных!
Древние индоевропейцы – арии (задолго до того, как разделились на славян, европейцев, индусов с их санскритом) почитали сильного и древнего бога ХОРСА – бог жестокого сжигающего разящего солнца, потом понятие перенесли на любой небесный разящий свет – молнию (Хорс – бог молний), потом на другое быстрое атмосферное явление – ветер, а с веками, по мере глобализации и объединения древних богов и функций Хорсом стал зваться конь верховного божества (у древних славян – Перуна) – с эпитетами внезапный, как молния, разящий, как небесный огонь, быстрый, как ветер.
А со временем и само понятие ХОРС/ХОРТ (помним про чередование С/Т, это закон!) стало олицетворять скорость. Скандинавский эпос Эдда дает ветру название heuler (слышим ХР?), в церковнославянском ХОРЪ – западный ветер, а также пение, родственное со словом ХОРТЪ – борзой, ловчий пес (Это я цитирую А.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1865г., переписываю удобоваримым современным правописанием за исключением основного слова); в лужичском языке (жил такой славянский народ на территории современной Германии) khort – нечистый дух (имеет свойства ветра, дух – дует). В финском эпосе есть быстроногие собаки, порожденные ветром. В гимнах Риг-Вед (санскрит) упоминается о небесной (! – небо, солнце, молнии, ветер – чувствуете логику?) суке Caram (слышим КР/ХР?). Самому Индре и его спутнику, богу ветров (!) дается эпитет canas – похоже на латинское название собаки? И на десерт - даже у греков есть двуглавый пёс ОРТ (чувствуем опущенную придыхательную h? Т.е. пресловутый ХОРТ), которого должен убить Геракл, прежде, чем спереть красношерстных быков у царя Гериона.
Цитата из статьи: "А это означает, что все это время существовало и само понятие, обозначенное этим словом. Ведь если бы исчезло понятие, умерло бы и слово".
Вот тут Лена совершенно права. Такое вот понятие ХОРТ – молниеносный, внезапный, быстрый. И применимо оно к животному, быстрый бег которого с непредставимо древнейших времен составляет тот существенный признак, по которому оно получило свое название «быстрый, стремительный», собственно – «бегун» в переводе с санскрита. Речь идет о собаке.
Вот так, пользуясь только исключительно лингвистическим анализом, смею предположить, что древнейшая порода собак была борзой. Об этом свидетельствуют названия в разных древних и современных языках. Тот же Афанасьев в середине XIX века утверждает, что «немцы называют борзую собаку windhund, английскую охотничью собаку - windspiel и wind» - и переводит это как ВЕТЕР. Более того, ветер стал в пословицах и загадках европейских народов олицетворяться в образе рыскающего пса.
Для тех, кому скучно было читать всю эту наукообразину (Клянусь, ни слова собственного вымысла! Каждая фраза имеет ссылку на академические и литературные первоисточники. Кому интересно, перечислю литературу в личку) , упрощаю и резюмирую:
Слово ХОРТ и объект, им называемый, не является продуктом украинского языка и народа, а имеет гораздо более древнюю историю и означает быстрый, как молния или ветер, изначально относилось к небесному божеству, потом к его коню, а позднее к очень быстрой собаке. В измененном виде это слово сохранилось в большинстве индоевропейских языков.
Далее автор предлагает читателю самому сделать выводы, ответив на простейшие вопросы:
Цитата из статьи: "Как могла порода попасть простым казакам от польского привилегированного класса и широко распространиться на обширных степных территориях Приднепровья, Дона и Ставрополя. Кто теперь может сказать, в какие времена хортая распространилась на всей степной территории Украины и юга России? в широких Донских степях казаки охотились с борзыми, крепкими, выносливыми, практично одетыми в короткую псовину. Кто ж продаст простому казаку за три копейки Русскую псовую борзую? Нет, это местные хортые, которые обитали там веками".
Волей-неволей придется опять обратиться к наукам истории и этнографии.
Для начала вопрос: А насколько просты «простые казаки Приднестровья, Дона и Ставрополя»? Неужели мы будем принимать на веру профанацию «советской исторической науки» о беглых крепостных крестьянах и каторжниках, умудрившихся не только удрать, прихватив с собой многочисленные семейства, домашний скарб и утварь; на протяжении сотен и тысяч километров миграции не попасться на глаза силовым структурам своего времени; за короткий период заселить колоссальные территории Северного Причерноморья, дельты Волги, низовьев Дона и Северного Кавказа? Более того, сумевших в считанные дни создать четкую строгую военизированную структуру, изобрести для собственного пользования и обучения поколений тактику и стратегию военного дела, построить укрепленные поселения, способные выдерживать постоянные набеги горских народов, не позволяя им проникнуть на территорию Руси-России-Русской Империи, создав и развивая самобытный язык (имеющий большое количество тюркизмов в своем лексическом составе), обряды для важнейших жизненных циклов – рождение, инициация, свадьба, смерть, похороны – во многом принципиально отличающиеся от аналогичных обрядов русского народа? Не буду загружать читателей перечислением обоснованных и аргументированных фактов из соответствующей литературы, сошлюсь только на труды Льва Николаевича Гумилева, величайшего ученого ХХ века: «… границы государства почти никогда не совпадают с границами расселения того народа, который это государство создал. Они бывают то уже, то шире, в зависимости от военных успехов или неудач…» Вот уж действительно, тайна сия необъяснима вельми! Курганы есть, памятники материальной культуры – сколько угодно, изображения скифов и других кочевников с борзой собакой есть во всех музеях мира, но вот куда делись населявшие когда-то эти огромные территории скифы, сарматы, половцы, хазары? Культуры, создавшие образцы военной демократии, богатеющие более военными походами, чем занимаясь ремеслами. Не иначе, как однажды улетели на Марс. Или в другое измерение. В общем, срочно освободившие обжитые за сотни и тысячи лет благодатные пространства для мигрантов-маргиналов среднерусской равнины.
Для тех, кто не в курсе – Войско Донское, Терское, Сечь Запорожская (и др.) не с неба свалились. Как жили на протяжении сотен и тысяч поколений, так и по сию пору хранят казаки память о былом воинском величии, принципах военной демократии, походах и победах.
И в самом деле – где «ПРОСТОМУ КАЗАКУ» взять три копейки на собачку? Пожалуй, подберет песика за околицей… А что, обитают тут веками, будет тявкать, двор охранять… А на сэкономленные три копейки прикупит коня боевого, форму казачью, оружие бесценное, полную боевую выкладку. Ведь казачьи войска не финансировались казною. Каждый казак за свои средства готовил себя к службе.
Поэтому я бы исключила само выражение «простой казак». Не простой это народ. Ни в финансово-экономическом отношении, ни в социально-общественных притязаниях.
Но то, что борзая собака (название не принципиально – харт ли это, азавак, вольфхаунд или псовая) ВСЕГДА была спутником конкретного привилегированного класса – истина. То, что псовая охота НИКОГДА не носила промыслового характера – ясно любому борзятнику. То, что ОХОТА (сильное непреодолимое желание чего-либо) и промысел – понятия принципиально различные – иногда кое-кому стоит напомнить.
Утверждение о якобы только в украинском языке сохранившемся слове ХОРТ- не просто спорное, а неверное изначально. Академик Рыбаков в той же работе на с. 180 пишет: «В ряде случаев в заговорах встречаются архаичные слова, непонятные даже самим знахарям. Так, в одном заговоре от волков, записанном мною в с. Вщиже (Брянская обл.) , упоминался «хорт с хортенятами»; рассказчица-знахарка не знала значения этих слов, совершенно не употреблявшихся местными жителями. «Хорт» - волк, как явствует из русских и болгарских говоров…».
Цитата из статьи: "Здорово закрутили. Недавно я прочитала одну статью, где автор называет украинский язык диалектом русского, чтобы русским было легче понимать поляков".
Про поляков они, конечно, загнули… А вот о феномене «украинского ЯЗЫКА» я бы поспорила. Но это выходит за рамки обсуждаемой темы.
А вот пропустить толкование гидронима (в языкознании – раздел о названиях природных водных объектах) ХОРТИЦА не могу, уж простите. Есть такое понятие, как «народная топонимика», когда утратив понимание слова, обозначающего объект, население начинает сочинять мифы и легенды. Как пример – река Царица никогда не была последним пристанищем никакой царицы. Элементарное тюркское «Сары-су» - желтые пески. Но народная фантазия по созвучию обозвав речку Царицей, дала также название городу на ее берегах – Царицын, тщательно привязывая всякие сказки про цариц.
Так вот, определив древность и этимологию слова ХОРТ-ХАРТ как быстрый, стремительный, зачем так упорно отрицать элементарное значение – БЫСТРИЦА? А на картах русской равнины во многих названиях речных притоков с сильным течением видим слово «быстрица». Но при чем тут, умоляю вас, сука-хортица?! И с какого, позвольте, «ероплана» смогли запорожские казаки увидеть с высоты птичьего полета контуры острова и признать в них СУКУ хортую (по каким ярко выраженным половым признакам?)
Ольга Юнг: "Мое воображение хортую не представило".
Helena: "Нужно просто захотеть".
Ну, если захотеть, то и древнего Киевского князя Олега, прозванного Вещим (мудрым, знающим сокровенную весть), бывшего великим волхвом, умеющего превращаться в волка (хорта) и преодолевать до восхода солнца огромные расстояния (по летописи) можно превратить в нечто несуразное:
Цитата из статьи: "Что касается Запорожских казаков, так еще до сих пор живут легенды об атамане Серко, жившем в начале 17 века. Он был из плеяды характерников, обладавших неимоверными способностями. Одна из легенд гласит о том, как он, чтобы одолеть огромное войско турецкого султана, превратился в ХОРТА".
Опять неумеренная народная фантазия, напрочь забывшая свою историю и переносящая функции одного объекта на другой.
Перечитала, как-то слишком критично получилось. Но не могла пройти мимо некоторых несуразиц хорошей в целом статьи о любимых борзых. Братья и сестры с Украины! Ну не надо так уж старательно открещиваться от этнического, культурного и языкового родства с соседом. Ну что ж вы такие самостийные. Прямо какая-то «детская болезнь левизны»…